В течение 2018-2019 года в нашей школе был реализован большой учительский проект «Проектная деятельность как средство развития школьника».
Все педагоги нашей образовательной организации разделились на несколько групп, каждая из которых поставила перед собой определенную проблему:
- Группа Чебыкиной Е.В. задумалась над вопросом, как вырастить патриота.
- Группа Сопочкиной Е.В., как научить детей читать в глобальном смысле этого понимания.
- Группа Шибановой Е.Р. работала над тем, как из ребенка-потребителя, вырастить ребенка-творца.
- Группа Ширинкина А.Ю. решала вопрос, как научить школьников работать с информацией в сети и не заблудиться на просторах Интернета.
- Группа Мотыревой Л.Л. размышляла над тем, как научить детей общаться.
Куратором проекта выступила учитель русского языка и литературы Печур А.А.
Практически у всех команд решение проблемы свелось к выбору/разработке некоторых методов, систематическое включение которых в урок или использование вне урока поможет в достижении необходимого результата.
Безусловно, те глобальные проблемы, которые были поставлены участниками групп, не были решены в полном объеме. Через методы и приемы мы только наметили некие шаги к их достижению. Но в чем польза проведенной работы?
Мы разобрались с тем, что на самом деле является проектом.
Мы поняли, что в проекте должна быть определенная проблема, решение которой и будет являться целью, достичь которую необходимо по завершении проекта.
Мы усвоили, что воплощением цели проекта является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Мы поняли, что проекты бывают краткосрочные (и это было продемонстрировано на конкурсе ученических проектов) и долгосрочные (чем, по сути, должны были являться наши учительские проекты).
Мы поняли, что у любого проекта есть еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта разбивается на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определяются способы решения этих задач и ищутся ресурсы для этого; разрабатывается подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Лучшие методы и приемы, выбранные группой в процессе реализации своего проекта, были продемонстрированы в рамках методического дня, прошедшего в школе р.п. Теплая Гора 28 марта 2019 года.
Чебыкина Е.В., Копылова С.Ю, Мотырева Л.Л., Шулаева Н.В., Шибанова Е.Р., Соларева Н.В. провели мастер-классы на группе разновозрастных детей (5-7 класс), Сопочкина Е.В., Ширинкин А.Ю. – на группе педагогов.
«Почему такие мероприятия важны? Во-первых, это обмен опытом, во-вторых, это проверка себя, в-третьих, всегда стимул для дальнейшей работы. Сегодня мы увидели много нового, интересного. Я уверена, что большинство приемов и методов педагоги добавят в свою копилку», - прокомментировала мероприятие директор школы Нина Александровна Толокнова.
Планируется, что в следующем году каждый из педагогов реализует свой собственный проект, направленный на развитие проектной деятельности именно с детьми.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. |